имени Н.М. Римашевской - обособленное подразделение ФГБУН
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук (ИСЭПН ФНИСЦ РАН)
08 Октября 2020 |
В докладе обсуждается необходимость увязать принятие управленческих решений с осведомленностью о действительной ситуации в сложном контексте, характеризующемся глобальным избытком информации. Отмечается, что требуется рассмотрение связи между сведениями о текущей ситуации и практиками управления, признавая при этом важность когнитивных ограничений. «Сведения о текущей ситуации» понимаются в широком смысле — имеется в виду систематический процесс повышения осведомленности, направленный на расширение или пересмотр имеющихся знаний, включая оценку результатов управления, а также научные исследования. Основное внимание уделяется тому, как формировать запрос на сведения о текущей ситуации (т.е. «то, что нужно»), поскольку этому вопросу до сих пор уделялось меньше внимания, чем обработке уже поступающих сведений (т.е. «того, что есть»). Рассмотрены различные стратегии побуждения и поощрения взаимодействия между лицами, обеспечивающими осведомленность, и политиками. Такое взаимодействие может помочь наладить доверительные отношения и расширить возможности исследований, в дальнейшем влияющих на формирование политики. Эти подходы включают разовые или периодические форумы, различные платформы для постоянного взаимодействия и более интенсивные партнерские проекты. В Российской Федерации в 2004–2006 годах применялся похожий инструментарий социально – экономической политики и закрепляющего ее бюджетирования, ориентированного на результат. Основным Документом, разрабатываемом в рамках этой политики, были доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования (ДРОНДы). Более подробное описание этого инструментария приведено в ссылке (http://bujet.ru/artоicle/80488.php). В последующем этот механизм управления социально – экономическим развитием не получил продолжения, хотя, на наш взгляд, он мог быть довольно эффективным. Полагаем, что причинами этого были некорректная оценка имеющихся возможностей и существующих препятствий, неполный учет сведений о текущей ситуации, недостаточная целеустремленность, исходящая от подразделений, наделенных полномочиями по реализации соответствующих правительственных программ, недостаточное использование результатов исследований и культуры использования сведений о текущей ситуации в государственных и муниципальных организациях. За прошедшие годы отрыв практики от потенциала науки еще более усилился, да и потенциал науки в целом ряде сфер ослаб из –за принижения ее роли со стороны власти, недостаточного финансирования, вымывания молодых кадров и утраты приемственности научных кадров и кадров сферы государственного управления. В выше упомянутом Докладе приведены рекомендации для разработки «политики осведомленности». Вот некоторые из них:
В этой связи Доклад «Building Capacity for Evidence-Informed Policy-Making» интересен для изучения и выстраивания гибкой стратегии управления социально – экономическим развитием и в нашей стране.
|