Главная / Глас эксперта - Vox peritus / Константин Андрианов: Импортозамещение в современной России
Константин Андрианов: Импортозамещение в современной России
25 Января 2016

Сегодня российская экономика продолжает пребывать под двойным ударом. Вслед за резким сжатием кредита наступает резкое сокращение инвестиций и падение производства на фоне высокой и растущей инфляции. Второй удар – это рестриктивная бюджетно-налоговая политика, когда из экономики налогов изымается больше, чем государство их возвращает, в том числе для развития.
В настоящее время в России происходит сжатие производственных инвестиций на фоне недогруженных производственных мощностей (загрузка производственных мощностей в обрабатывающей промышленности колеблется от 40 до 80%, в   машиностроении же вообще редко где превышает 50%). По оценкам Советника Президента РФ С. Глазьева, «в России можно на 40% увеличить объем выпуска промышленной продукции на уже имеющемся производственном потенциале, ведь у нас нет ограничений ни по сырью, ни по трудовым ресурсам».
Для изменения сложившегося положения в российской промышленности вся финансово-кредитная система должна перестать носить колониальный характер, стать обслуживающей по отношению к экономике производства.
Какие шаги необходимо предпринять в денежно-кредитной сфере для реализации политики импортозамещения? Во-первых, повысить уровень монетизации российской экономики (в т.ч. промышленности) с нынешних 43-45% до 100% от необходимого объема, во-вторых, снизить ставку ЦБ РФ до уровня, не превышающего средней нормы прибыли в инвестиционном комплексе экономики за вычетом 2-3% банковской маржи, в-третьих, требуется расширение внутреннего кредита (других источников роста просто не существует), увеличение кредитоемкости экономики (объема кредита к ВВП) (в Китае он примерно в 4 раза выше, чем у нас) с нынешних 40-50%, до не менее 80-100% (минимум, требуемый для обеспечения прорывного развития). Затем, для поддержания экономического роста в приоритетных направлениях эта кредитоемкость может расти до 120-180%. Также необходимо обеспечить долгосрочные банковские кредиты российским производственным предприятиям сроком до 7 лет, что соответствует стандартной продолжительности научно-производственного цикла в отраслях обрабатывающей промышленности. Это поможет, в частности, снизить уровень износа основных фондов, который по состоянию на 2014 год, по расчетам рабочей группы С. Ю. Глазьева (www.glazev.ru), составил около 78%, что почти в 2 раза превышает предельно критическое значение 40%, а также повысить загрузку производственных мощностей в обрабатывающей промышленности.

Российской экономике необходимо осуществить переход к политике форсированных инвестиций с ежегодным их увеличением на 8-10% и достигнуть увеличения нормы инвестиций (накопления) с 19% ВВП хотя бы до 25%. Современный опыт Китая показывает, что успешные прорывы в экономике сопровождаются увеличением нормы накопления до 35-45% ВВП. При этом для увеличения объема инвестиций на 10% в год нужно найти не так уж и много средств – порядка 1,5 трлн. руб. (при этом ожидаемый доход от повышения НДПИ – 1,4 трлн. руб., а международные резервы ЦБ РФ – около 356 млрд. долл).

Активизировать рост производства также позволят следующие меры:

  • Введение минимального объема ежегодного бюджетного финансирования российских субъектов обрабатывающей промышленности и АПК в размере не менее 10% (на каждый сектор) от общей суммы расходов бюджета (или 2% ВВП);
  • Введение для российских субъектов обрабатывающей промышленности и АПК инвестиционной льготы по налогу на прибыль, чтобы эта часть прибыли направлялась на обновление производства и закупку нового оборудования;
  • Сдерживание цен на сырье и внутренние энергоносители в начале технологической цепочки, в частности - реализация антимонопольных мер в отношении нефтяных, газовых, электроэнергетических и транспортных компаний, которые необоснованно завышают цены на свои услуги, и установление моратория на повышение внутренних тарифов на электроэнергию, тепловую энергию, природный газ, железнодорожные перевозки, а также внутренних цен на ГСМ;
  • Вовлечение в долгосрочное финансирование (инвестиционные инфраструктурные проекты) развития промышленности и сельского хозяйства длинных денег пенсионного фонда и международных резервов страны;
  • Остановка приватизации промышленных и сельскохозяйственных предприятий и установление моратория на их банкротство (при этом в каждом отдельном случае несостоятельности таких предприятий необходимо принимать меры по реструктуризации и даже списанию их безнадежных задолженностей).

По расчетам рабочей группы Госсовета России, объём импортозамещения в ближайшие годы должен составить не менее $ 100 млрд. При этом в рамках программ импортозамещения в течение 2 лет мы можем произвести дополнительно продукции на 3 трлн. руб.  Но для этого необходимы финансовые ресурсы (в т.ч. кредиты), объем которых должен составлять не менее 1 трлн. руб. Такая политика обеспечит, по мнению рабочей группы, дополнительные поступления во все уровни налогов (порядка 500 млрд. руб. и 7-8%-ый рост годового объема ВВП России). Однако в разработанную соответствующую программу необходимо внести следующие изменения, а именно:

  • Увеличить предельную стоимость инвестиционных проектов (в промышленности и АПК), которым предусмотрено отдавать  приоритет при принятии решений о господдержке;
  • Исключить положение, согласно которому не менее 20% стоимости инвестпроекта должно быть предусмотрено за счет собственных средств инвестора;
  • Исключить возможность финансирования инвестпроектов со стороны компаний-нерезидентов;
  • Снизить нижнюю границу (критерий) инвестпроектов по импортозамещению (в части его направленности на создание производства продукции) – с доли импорта на территории РФ в 80% до 50%;
  • Расширить круг отраслей, в которых, в рамках проекта, создается производство продукции для всей сферы обрабатывающей промышленности;

Очевидно, что ФЗ №488 «О промышленной политике Российской Федерации» (который фактически существует только на бумаге) должен носить не номинальный и исключительно рамочный, а инструментальный характер. Именно он должен стать действенным организационно-правовым инструментом импортозамещения, реиндустриализации и устойчивого динамичного развития российской промышленности. В связи с этим требуется его доработка по следующим основным направлениям:

  • Введение статьи «Механизм реализации промышленной политики Российской Федерации», в которой следует прописать экономические меры  финансовой, имущественной, таможенной и налоговой господдержки предприятий (в частности, предусмотреть для российских субъектов промышленной деятельности пониженную ставку НДС и обнулить ее для предприятий с полным производственным циклом, освободить промышленников от ввозных таможенных пошлин при закупках нового зарубежного оборудования, аналогов которого в России не производится, осуществлять поддержку предприятий посредством размещения госзаказов на производство и поставки товаров для нужд государственных (федеральных и региональных) и муниципальных органов власти и др.) субъектов промышленной деятельности (и прежде всего в обрабатывающих отраслях);
  • Прописать в данном законопроекте статьи, содержащие меры поддержки всех важнейших комплексов отраслей промышленности (в частности машиностроения, пищевой промышленности и др., а не только ОПК, как это предусмотрено в существующем варианте);
  • Повысить объем Фонда развития промышленности с нынешних 20 млрд. руб. (что в сотни раз меньше, чем реальные финансовые потребности российской промышленности) до 1,5 трлн. руб. (что соответствует примерно 10% расходной части федерального бюджета и соответствует объему минимально необходимого годового размера бюджетного финансирования промышленности), а также ввести пункт о его льготном кредитовании системообразующими банками (под 1-2% годовых);
  • Предусмотреть кредитование российских предприятий обрабатывающей промышленности с уровнем локализации производства не менее 50% по льготным ставкам (не выше 4% годовых) банками с государственным участием (вместо предусмотренной сейчас компенсации из госбюджета  части затрат промышленных предприятий на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 гг. в размере 90% ставки рефинансирования ЦБ)
  •  Ввести на неограниченный срок нулевой таможенной пошлины на импорт промышленного оборудования.

Так как, согласно «майским Указам» Президента В.В. Путина, активизация импортозамещения должна осуществляться не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, одним из отраслевых приоритетов должно стать развитие сельскохозяйственного машиностроения. Для активизации импортозамещения в селхозпроизводстве целесообразными представляются следующие меры в области агропромышленной политики:

  •  Льготное кредитование сельхозпредприятий со стопроцентным субсидированием процентной ставки;
  • Повышение объема финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2015-2020 гг. с 568,2 млрд. руб. до 6 трлн. руб., (в настоящее время, по словам Председателя СФ ФС РФ В.И. Матвиенко, суммарная господдержка села в расчете на один гектар пашни в России в 6 раз меньше, чем в США, в 10 раз меньше – чем в Китае и в 14 раз меньше, чем в ЕЭС);
  •  Введение механизма гарантированных госзакупок сельхозпродукции по твердым ценам в размере 70% от произведенной продукции в натуральном выражении с использованием авансовых платежей в размере 50% от суммы соответствующих договоров;
  •  Увеличение объема субсидирования сельскохозяйственного производства (в ведущих странах ЕС государства дотируют своим фермерам до 40% стоимо­сти их продукции), поднять долю компенсации государством затрат крестьянам на условиях софинансирования с 20% до 50%;
  •  Расширение практики выделения госсубсидий на развитие небольших фермерских хозяйств;
  •  Замена субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам сельхозпроизводителям на проектное финансирование, в рамках которого кредиты будут предоставляться по фиксированным процентным ставкам и будет компенсироваться не менее 50% затрат   на строительство объекта при вводе его в эксплуатацию;
  •  Решение проблемы отсутствия у российских фермеров доступа к тендерам на госзакупки, а также  к продовольственным рынкам и торговым сетям;
  •  Установление пороговых значений по импорту овощей, фруктов, орехов и сухофруктов (к примеру, одних только яблок по импорту ввозится до 80%).

Одной из мер активизации программы импортозамещения может стать господдержка создания и развития народных предприятий. Эта модель уже около 100 лет успешно работает во многих странах мира, включая США (где функционируют порядка 20 тысяч народных предприятий, на которых занято около 14 млн. чел.), Китай, Финляндию, Швецию и т.д. В них, в отличие от частного производства, прибыль идет на техническое перевооружение и технологическое совершенствование производства, на решение социальных вопросов коллектива (в т.ч. на стимулирование работников-акционеров) и выплату дивидендов. В Китае, где более 40% производственных предприятий переданы в полное владение их коллективам, доля коллективного сектора в валовой производимой продукции превысила 40%. Народные предприятия успешно работают и в России, но их число сегодня не превышает 40—50, что, конечно, недопустимо мало. Между тем в нашей стране среди предприятий всех видов собственности лучшие показатели именно у народных предприятий. Даже в условиях кризиса они показали более высокую устойчивость и жизнеспособность. За прошедшие 10-12 лет объемы производства увеличились в три - восемь раз. В разы выросли также производительность труда и зарплата. Степень износа оборудования не превышает 40-50%. На половине предприятий 40—70% оборудования не старше пяти лет. До 50% прибыли (десятки и сотни миллионов рублей) по решению трудовых коллективов ежегодно направляется на обновление основных фондов и технологическую модернизацию, составляя, как правило, 100% инвестиций. Производственно-финансовые показатели (объемы производства и реализации товарной продукции, среднемесячная зарплата, рентабельность) - на уровне или выше средних по отрасли. Поэтому массовое повсеместное создание  народных предприятий, кооперативов и других коллективных предприятий должно стать одной из важнейших составляющих государственной экономической политики (в частности, антикризисного плана Правительства РФ). Кроме того, необходимо включение мероприятий по созданию новых и развитию существующих народных и других коллективных предприятий и краткосрочные и долгосрочные программы социально-экономического развития РФ («Стратегия-2020», «Стратегия-2030» и др.).  Вместе с тем, целесообразна разработка и последующая реализация (с обеспечением необходимого бюджетного финансирования) долгосрочной госпрограммы «Развитие народных предприятий и других коллективных форм хозяйствования в РФ».

 
Joomla SEO powered by JoomSEF