имени Н.М. Римашевской - обособленное подразделение ФГБУН
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук (ИСЭПН ФНИСЦ РАН)
Динамика изменений в уровне потребительских расходов домашних хозяйств на продукты питания |
30 Сентября 2014 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сложность и одновременно научный интерес для социологических изысканий представляют противоречия, характеризующие систему детерминации потребительского поведения. Современные практические задачи повышения уровня и качества жизни населения тесно связаны с теоретическими основами исследования типологии потребительского поведения и механизма формирования потребностей, заложенными еще в конце 1980-х гг. 1, а также с продолжающимися научными разработками в этой сфере2. Одним из важных экономических и социальных показателей, характеризующих условия жизни граждан в стране, является доля расходов на продукты питания в общей структуре расходов домохозяйств. В России доля этих расходов в общем объеме расходов значительно выше, чем в промышленно развитых странах мира. Если в большинстве развитых стран доля расходов на питание составляет в среднем 20-25%, а в Европе 10-15% (в Люксембурге – 8,8%, в Великобритании – 9,1%, в Швейцарии – 9,6%) всех потребительских расходов3, то население России по-прежнему значительную часть своих средств вынуждено расходовать на покупку продовольственных товаров. Наша страна с показателем доли расходов на продукты питания немногим менее 30% находится на 29-м месте рейтинга из 40 европейских стран. Таблица 1. Изменение доли потребительских расходов на продукты питания в общей структуре расходов домохозяйств (в процентах к итогу)4
В целом можно увидеть положительную динамику в изменении доли продуктов питания в потребительских расходах в целом по стране за последние 10 лет. Однако следует отметить, что представленные цифры дают представление об изменениях в среднем по России. Но для того чтобы увидеть объективную картину, необходимо рассматривать долю расходов в разрезе отдельных социальных групп. Одним из наиболее острых отрицательных последствий увеличения разрыва между бедными и высоко обеспеченными слоями населения является глубокая дифференциация в доле расходов на продукты питания. Таблица 2. Доля потребительских расходов на продукты питания по 10-ти процентным группам населения в 2012 г. (в %)5
Согласно представленным данным разница между долей потребительских расходов населения на продукты питания у малообеспеченных слоев и у населения с самыми высокими доходами составляет цифру в 2,7 раза. Если же рассматривать структуру потребительской корзины жителей российских городов, то складывается следующая картина. Исследовательский Холдинг РОМИР на уровне крупных и средних городов (от 100 тыс. жителей и выше) проводит исследования на основе индекса продуктовой корзины (ИПК), рассчитываемого для трех категорий жителей страны – малообеспеченного горожанина, среднестатистического горожанина и зажиточного горожанина. Для этих слоев исследуется продуктовая корзина из более чем 50 продуктов питания из 7 основных категорий: мясо, хлеб и крупы, молочные продукты, кондитерские изделия, рыба, жиры и овощи. Дополнительно рассчитывается корзина напитков, состоящая из трех безалкогольных и шести алкогольных. Таблица 3. Доля продовольственных товаров в потребительской корзине жителей крупных городов6
Хотя после 2008 г. доля продовольственных товаров в потребительской корзине жителей крупных городов постепенно снижалась (а в июле 2013 г. упала до 52%7), в целом по-прежнему это доля достаточно высока. Ситуация в стране ухудшилась из-за роста цен на продовольствие в конце 2013 г. Данное обстоятельство, а также понижение курса рубля в феврале–марте 2014 г. заставили население сокращать сбережения и наращивать спрос (аналогичная ситуация наблюдалась сразу после кризиса, начавшегося в 2008 г). Экономическое поведение населения на сегодняшний день демонстрирует явную тенденцию – смещение от накопления к потреблению. Именно этим можно объяснить тот факт, что, по данным Федеральной службы государственной статистики, в январе–феврале 2014 г. увеличились продажи непродовольственных товаров, особенно продукции, предназначенной для длительного пользования. Таким образом, непосредственное влияние на модель экономического поведения оказывает принадлежность к определенным социально-доходным слоям, которая и задает уровень накопления и потребления для тех или иных групп населения. Одной из актуальных научных задач остается выяснение механизмов влияния современных социальных факторов повседневной жизни человека на его потребительскую активность. В России глубокая дифференциация в показателях уровня жизни населения в региональном разрезе вносит свои существенные коррективы в формирование модели потребительского поведения. Для домашних хозяйств на первый план выдвигается задача обеспечения экономических условий и организация воспроизводства человеческого потенциала членов семьи. По мнению ученых Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, н едостаточность серьезных актуальных теоретических и методологических разработок в области экономического поведения может привести к тому, что при планировании и в процессе проведения дальнейших социально-экономических реформ могут оказаться неучтенными социальные ценности и установки людей, а также существенные различия, в частности в стратегиях финансового поведения домохозяйств8 . Д.э.н., проф. А.В. Ярашева 1 Овсянников А.А.,Петтай И.И., Римашевская Н.М. Типология потребительского поведения. М.: Наука, 1988. 2 Распределительные отношения: доходы и потребление населения (из научного наследия) // М.А. Можина (под общ. ред. Н.М. Римашевской). М.: Рос. Акад. Наук, Ин-т соц-эконом, проблем народонаселения, 2001; Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений. М.: Независимый институт социальной политики, 2005; Региональные особенности уровня и качества жизни: Монография //Учреждение Российской академии наук Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, М.: ООО «М-Студио», 2012. 3 Рейтинг стран Европы по доле расходов семей на продукты питания //РИА Рейтинг, 24 декабря 2013. 4 По данным Федеральной службы государственной статистики (цифры обновлены 03.02.2014). 5 По данным Федеральной службы государственной статистики (цифры обновлены 03.02.2014). 6 Данные предоставлены исследовательским Холдингом РОМИР. Результаты получены с помощью скан-панели домохозяйств за 2008- 2014 гг. 7 По данным представленным Холдингом РОМИР за 2013 г. 8 Мигранова Л.А., Тореев В.Б., Ярашева А.В. Экономическое поведение: анализ и перспективы //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.2014. № 1(31). С.116-124. |