имени Н.М. Римашевской - обособленное подразделение ФГБУН
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук (ИСЭПН ФНИСЦ РАН)
Дмитрий Логинов: «Я вижу риск разрушения социального контракта, складывавшегося в последние 20 лет в сфере образования» |
08 Августа 2016 |
Для всего этого людям помогало высшее образование, даже несмотря на то, что образование было получено в другую социально-экономическую эпоху. Мы выделили нематериальные ресурсы, которые человек может накапливать внутри себя: образование, здоровье, информационно-культурный потенциал и потенциал социальных связей. И образование «работало» не только само по себе, но также усиливало результативность использования всех других ресурсов. Выстраивая образовательные стратегии своих детей в 90-е годы, люди пришли к убеждению, что высшее образование необходимо. Кроме того, система высшего образования расширилась - появились коммерческие вузы, а в государственных вузах появились коммерческие места. Произошёл взрывной рост высшего образования: число студентов увеличилось практически в два раза. Высшее образование во многом стало социальной нормой для городского населения России. С одной стороны, на это мотивировали родители, с другой – система высшего образования оказалась хорошо развита: есть престижные вузы, куда поступать сложно или дорого, есть менее статусные вузы, куда поступить легче и дешевле. И всё было бы просто и понятно, если бы не структурные, системные реформы образовательной сферы. Первое, что стоит выделить – это ГИА и ЕГЭ, которые привели к полной перестройке доступа к высшему образованию. И реформирование сети высших учебных заведений с выделением Национальных исследовательских университетов, университетов регионального уровня; укрупнение высших учебных заведений; борьба с так называемыми «неэффективными вузами». И пока макроэкономическая составляющая была стабильна, всё было нормально: к ЕГЭ адаптировались, к новым возможностям поступления в вузы тоже. Наши исследования (проводимые в последние годы Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС) показывают, что по-прежнему для значительных групп населения (около 70% имеющих детей-школьников), планка высшего образования является наиболее желаемой. При этом родители говорят, что они практически по всем параметрам удовлетворены тем, как их детей учат в школе: уровнем знаний, отношением к детям, подготовкой по тем предметам, которые могут стать дальнейшей профессией и по тем предметам, которые расширяют общий кругозор. Но когда мы спрашиваем, насколько школа, в которой учится ребёнок, позволяет успешно сдать ГИА-9 и ЕГЭ, более половины родителей говорят, что без дополнительной подготовки это невозможно. Родители нанимают репетиторов, оплачивают разнообразные дополнительные занятия. В крупных городах массовой стратегией стало начало дополнительного образования с пяти лет, ещё при подготовке к школе, и его непрерывное продолжение до 11 класса. В нестоличных городах это менее выражено, но также часто является социальной нормой. И это зачастую платные занятия. Всё было нормально, пока у людей были деньги. Пока не начался кризис. Причём, в отличие от кризиса 2008 года, сейчас есть понимание, что это кризис долгий. Он ударил по всем группам населения. По данным наших исследований, реализуемых в мониторинговом режиме Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, только около 10% населения уверено отвечают, что их семью макроэкономическое неблагополучие не коснулось. То есть, 90% населения оказалось под ударом. Подушка безопасности у людей какая-то была, но за 2 года она уже в значительной степени использована. Предположительно, число вузов продолжит сокращаться. С другой стороны, региональные и федеральные бюджеты сокращают расходы на социальные нужды, в том числе и на образование. У населения денег становится всё меньше. По этим причинам можно предположить, что ситуация в образовании не улучшится. Судя по результатам нашего опроса, уже сейчас около 30% домохозяйств, которые вкладывают средства в образование детей, сообщили, что за два года были вынуждены или сократить расходы, или уже вот-вот будут сокращать. И здесь я вижу риск разрушения социального контракта, складывавшегося в последние 20 лет. Либо он будет перестраиваться, либо разрушится. Что нежелательно, поскольку таких сфер, где существует столь прочный и общепризнанный социальный контракт с государством, очень немного, и образование – один из них. |